Это было славное время. Народ продолжал играть на первом неимоверно популярном в России игровом компьютере ZX Spectrum. Очень многие пересаживались на Денди. Немногочисленные счастливчики покупали себе «в два раза более крутую» Сегу. О большем казалось бы и мечтать было невозможно...
Именно так и было до переломной зимы 1993 – 94 гг. Те, кому посчастливилось жить в Санкт-Петербурге и зайти в один из этих зимних дней в популярный торговый центр Питера – ДЛТ (Дом Ленинградской Торговли) – невольно становились свидетелями и соучастниками довольно удивительной картины: на первом этаже в центре, впритык с секцией видеоигр, где продавались тонны картриджей для 8-битной Dendy и 16-битной Sega, был выставлен гигантский телевизор (мы таких вообще никогда раньше не видели), на котором транслировались довольно занимательные кадры: какие-то симпатичные девахи в ужасе бегающие по особняку, и наползающие на них со всех сторон «зомби-нинзя».
Рядом с телевизором столпилось множество глазеющего народу и молчаливое удивление-восторг лишь изредка прерывались горячими спорами; люди не могли понять: фильм это или игра, и просто не могли поверить, что до такого технологического уровня могла дойти какая-то современная приставка (к слову, в то время все эти чудные игровые устройства, подключаемые к телевизору, назывались исключительно «приставками», а о термине «консоль» никто вообще не знал и не использовал его).
Тогда наблюдая на этом казавшимся гигантским экране телевизора фрагменты одних из первых игр с видеографикой (это были эпохальный интерактивный ужастик Night Trap и забавная шоу-викторина Twisted) мы просто находились в состоянии восторженного шока от казалось бы невозможности даже представить, что игры могут быть с «графикой как в фильмах». Был только один вопрос: что это? И вскоре мы узнали, что имя этому только что вышедшему чуду техники было Panasonic 3DO.
Отмечу, что в то время в России были две самые крутые и самые котируемые для нашего покупателя конторы производившие новаторскую бытовую технику: Panasonic и Sony. Любая техника этих марок по умолчанию признавалась эталоном – квинтэссенцией всего самого крутого, дорогого и качественного, что могло выходить в бытовой технике. И сама мысль о том, что Panasonic выпустил свою приставку… то, что называется «выносила мозг». Радость обрывало только одно обстоятельство: новая чудо-приставка стоила по тем временам чудовищно дорого – порядка 1200$ (и это при том, что среднемесячная заработная плата в России в 1993-94 гг. была меньше 100 долларов! Но даже в Штатах, где при запуске консоль стоила 699$, такую цену посчитали очень высокой). Однако недоступность оной лишь только подогревала восторженный интерес.
Полное правильное название консоли было: 3DO Interactive Multiplayer. Технология была лицензирована тремя компаниями: Panasonic, Goldstar и Sanyo, которые и выпускали свои модели этой консоли. Но в России эту приставку именовали исключительно как Panasonic 3DO или просто "3DO". Это произошло практически по аналогии с NES, которая была известна в России исключительно как Денди (Dendy), а о её правильном названии - Nintendo Entertainment System ("Развлекательная система Нинтендо") у нас никто по сути не знал. |
...Сама игровая консоль стала гораздо более доступной в цене, многочисленные магазины были завалены игровыми дисками для 3DO (как лицензионными, так и пиратскими) и многие наконец-таки смогли прикоснуться к консоли своей мечты.
Во что же играли тогда наши геймеры?
Безусловно, одними из самых ярких игр эпохи 3DO были игры с видеографикой, так называемые FMV-игры (Full Motion Video Games). Именно эти игры давали реальное ощущение прогресса наступившего в игровой индустрии, который никогда ещё столь ярко не ощущался.
Лучшие игры эпохи 3DO
Night Trap
Была одной из самых первых игр 3DO - та самая «игра-ужастик» про девушек застрявших в особняке и охотящихся на них «вампиров-нинзя». Игра у которой до сих пор нет аналогов. Где ещё юные эротоманы могли подглядывать за симпатичными девушками и одновременно спасать их от жутких вампиров-огров?)Полностью базирующаяся на живом видео «Ночная ловушка» ставила довольно оригинальную задачу перед игроком: находясь в подвале особняка, специально оборудованном мониторами с камер слежения и пусковым устройством ловушек, нужно было следить чтобы ни одна симпатичная кроха не стала жертвой странноватых огров страстно желающих устроить в этом особняке свой кровавый уикенд. Нужно отметить, что с точки зрения сценария и режиссуры поставлено всё это было как очень добротное подростковое кино-ужасов. С той существенной разницей, что это была игра: вы сами постоянно контролировали процесс и меняли его.
Гибель одной или даже нескольких девиц совсем не обязательно приводила к финалу игры, действо продолжалось, но вас уже ждал не самый лучший финал. Разных вариантов окончания игры было не мало с учётом того, кого из девушек и в каком эпизоде по вашей оплошности вы теряли. Всё это побуждало проходить игру снова и снова.
Стоит также отметить, что для главной роли в «Ночной ловушке» была ангажирована популярная тогда у тинэйджеров в Штатах сериальная актриса Дана Плато.
*К слову, именно эта игра в 90-х вызвала первую «бурю в стакане» среди части консервативной политической элиты Штатов из-за своей «жестокости»; именно тогда пошли первые разговоры о необходимости ограничения жестоких видеоигр для детей, что впоследствии привело к созданию небезызвестной системы рейтингов ESRB.
Shockwave 2: Beyond the Gate
Один из самых мощных эксклюзивов 3DO. Шедевр Electronic Arts в жанре «космического симулятора». Первая часть игры и дополнение также ранее вышедшие на эту консоль стали одними из первых по-настоящему качественных 3D-игр того времени. Хотя многие игроки жаловались на очень высокую сложность игры.Вторая же часть игры избавившись от имевшихся недостатков, воплотила в себе всё самое лучшее, что можно было представить в жанре. Теперь помимо полётов на космическом истребителе, вы могли управлять танком и также стационарной артиллерийской установкой.
Wing Commander 3
Бесспорный шедевр и возможно самая известная и народно любимая игра в жанре «космического симулятора». На момент своего выхода была самой дорогой игрой в истории игровой индустрии. На разработку этой игры было затрачено 4 млн.долларов, что по тем временам было просто неслыханной суммой и абсолютным рекордом для бюджета какой бы то ни было игры. К слову, вышедшая позже четвёртая часть игры снова стала рекордно дорогой в индустрии с бюджетом в 12 млн.долларов.Столь проработанного и увлекательного сюжета в таком объёме, отыгранного замечательными голливудскими актёрами, не могла предложить ни одна другая игра. Не менее интересно развивались и игровые миссии. Хотя к тому моменту в плане графики были более проработанные игры, но визуальные недостатки компенсировались очень высокой интересностью и сюжетной взаимосвязанностью миссий.
В процессе полётов, вы, как командир звена могли отдавать разные приказы своим подчинённым лётчикам, но их исполнение как и общее отношение к вам, во многом зависели от того, какие связи к этому моменту с пилотами вам удавалось наладить, плюс на отношение к вам команды влияла и ваша боевая репутация. В экстренных ситуациях в бою ваши пилоты также выходили с вами на связь и запрашивали помощь. Всё это добавляло «перца» в процесс игры, кроме того, создавалось ощущение, что вы летаете с живыми людьми. Гибель же кого-то из ваших пилотов, не приводила к окончанию игры, хоть и влияла на дальнейшее течение сюжета.
Ещё одной интересной деталью WC3 было то, что течение всей компании можно было привести к необратимым фатальным последствиям; при этом игра не заканчивалась, а сюжет подходил к финальной суицидальной миссии, когда мощный инопланетный флот враждебных землянам Килрати подходил к Земле, на защите которой оставался только ваш крейсер TC «Victory» с дюжиной истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков на борту. Вам вместе со всей боевой командой оставалось вылететь на последнее задание, выжить в котором, ввиду несопоставимого численного превосходства противника, было невозможно, и оставалось только как можно дороже продать свои жизни. Эта миссия давала невероятный адреналин; ваша команда, которую вы всю игру берегли как зеницу ока, с каждым из которых «съели не один пуд соли» как в боях, так и в интересных сюжетных перипетиях между миссиями, один за другим погибали на ваших глазах, продолжая яростно сражаться. Особые асы из игроков могли протянуть на этой миссии минут двадцать. И какой это был драйв!..
Need for Speed
Не многие из нынешних поколений геймеров в курсе, что первая часть этой наверное самой популярной серии гоночных игр стартовала именно на 3DO. И всё благодаря связям основателя Electronic Arts – Трипа Хоукинса, который, собственно говоря, покинул EA ради того, чтобы основать и возглавить саму 3DO. Да-да, приставка 3DO Interactive Multiplayer – это проект основателя знаменитой Electronic Arts.Многие игроки до сих пор считают именно эту - первую часть игры - «самой правильной», классической, безупречной Need for Speed, лишённой недостатков будущих частей серии. К слову, даже сейчас первая NfS и выглядит, и играется на ура.
Road Rash
Знаменитая серия уличных гонок на мотоцикле от EA естественно не могла пройти мимо 3DO, добавив к захватывающему игровому процессу и вполне современное для середины 90-х графическое обрамление.Три-дэ-о’шный Road Rash стал одной из тех игр, ради которых и покупали консоль.
Captain Quazar
Шедевр Cyclone Studios - cамого убойного подразделения Studio 3DO.Вряд ли найдётся много геймеров имевших в то время 3DO и не игравших в «Капитана Квазара». В игре была просто восхитительная мультипликация, лучшие звуковые эффекты и заводная музыка, забавный юмористический сюжет и безудержный экшен-геймплей, плюс возможность играть двум игрокам сразу. Это был 100% сбитый хит, который, помимо всего прочего, подарил эпохе 3DO своего культового узнаваемого игрового персонажа.
Battle Sport
Ещё одно очень яркое творение гениев из Cyclone Studios. Футуристический футбол на боевых танках! Аналогов у игры не было, но помимо оригинальности, разработчикам удалось в очередной раз сделать очень захватывающее и играбельное действо.Особенно поражал невероятно качественный для того времени звук. И пожалуй никакая другая игра того времени не давала почти что реального ощущения, что вы соревнуетесь с живым, очень умным, хитрым и жёстким противником. Настолько хорошо было проработано поведение вражеского AI. Возможность для двух игроков также была предусмотрена.
В целом, игра и выглядела, и ощущалась очень по современному, даже где-то новаторски, на фоне игр того времени.
Snow Job
Весьма увлекательнейший видео-квест на двух CD, сделанный самой Studio 3DO.Игра стала практически эталонным образцом отличного, увлекательного, современного видео-квеста.
К слову, именно тут просияла первая яркая игровая Лара (практически за полтора года до выхода самой первой части Tomb Raider), сыгранная замечательной актрисой Трэйси Скоггинс.
Занимательный сюжет, современная атмосфера, интересные персонажи и местами нетривиальные для квеста геймплейные находки, сделали эту игру одним из самых желанных эксклюзивов 3DO.
Phoenix 3
Оказалась в числе тех ярких и удачных эксклюзивных игр, которые обладателям консоли 3DO можно было смело рекомендовать к ознакомлению. Сочетая в себе жанры стильного 2D-платформера и космического симулятора, и приправленная красивыми сюжетными видеороликами, игра была как настоящая конфетка для поклонников научно-фантастических экшенов.Daedalus Encounter
Одна из самых заметных игр в жанре FMV Games, выпущенная очень популярной в 90-х конторой – Virgin Interactive.Практически полностью базировалась на видео, с добавлением компьютерного «заднего фона». Выделялась на фоне остальных игр жанра достаточно серьёзной сложностью представленных в игре головоломок, решить которые было очень непросто, но в то же время Daedalus Encounter необычайно радовала нетривиальной сюжетной составляющей и пусть и немногочисленными, но очень интересными экшен-эпизодами.
В игре в главной роли сыграла на тот момент практически топовая голливудская актриса Тиа Каррере.
Одного этого фактора для многих было достаточно. Но к чести разработчиков нужно отметить, что они очень постарались и сделали достаточно красивое действо, хоть и бессовестно переусложнили его.
Продолжение:
История 3DO. Как это было в России. Часть 2